Создание и вся последующая деятельность Ассоциации «Агропромстрах» целиком и полностью связана с формированием и развитием системы страхования рисков в сельскохозяйственном производстве в рыночных условиях, становление которых можно отнести к 1992-1993 года, когда обязательное страхование имущества сельхозпредприятий прекратило свое существование, а потребность сельскохозяйственных товаропроизводителей в страховой защите возрастала. При активном участии АККОРА, Агропромсоюза, аграрных профсоюзов создаются фермерские компании: «Поддержка» во главе Президента «АККОРА», группа компаний «АГРОСТРАХ» во главе Министра сельского хозяйства как пред. Совета, гр. компаний «Агрополис». Для координации работы многочисленных-компаний и их филиалов создаётся Ассоциация «Агропромстрах»,президентом которого по предложению Министра избирается аграрник-Вологдин Л.Н.(который прошёл путь от специалиста, директора совхоза, руководителя аграрного комплекса области, зам. и председателя облисполкома, зам. Министра сельского хозяйства РСФСР и СССР). Цель была одна - выстроить систему сельскохозяйственного страхования под интересы сельскохозяйственных товаропроизводителей, с тем, чтобы страхование было направлено прежде всего на защиту имущественных интересов аграриев. При ограниченной государственной поддержке, а зачастую и без нее, Ассоциацией с привлечением страховых компаний при очень заинтересованной работе специалистов МСХ, МФ, тогдашнего Страхнадзора разрабатывались нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность страховых компаний. реально учитывались финансовые возможности сельскохозяйственных товаропроизводителей. На основании письма зам. Министра финансов и зам. Министра сельского хозяйства осуществлялось страхование урожая. Как говорили «из себестоимости» как ОВС, допуская на первых порах даже действие договора без оплаты сельскохозяйственными товаропроизводителями. Предпринимались меры для привлечения сельскохозяйственных товаропроизводителей к страхованию, ограничили выделение средств на ведение дела до 5% с тем, чтобы максимально направить средства на выплаты. И действительно, складывалась система доверия, взаимной заинтересованности и очень живой совместной работы органов управления сельского хозяйства в регионах с сельскохозяйственными товаропроизводителями и страховыми компаниями. Почти во всех страховых компаниях, в правления, советы включались представители сельскохозяйственных товаропроизводителей. Однако дефолт 1998 года, недостаточный контроль за многочисленными филиалами, финансовая слабость большой части аграриев в те годы привели к разрушению страховых компаний, с таким трудом создававшихся при государственной поддержке. К 2000 году на поле осталось всего 15-16 страховых компаний. Остро встал вопрос развития инфраструктуры и государственной поддержки. Откровенно говоря, в тот момент и Федеральный закон 2007 года №100, который декларировал, но не ввел 50% бюджетную поддержку, и постановление Правительства, принятое в развитии закона, даже не начали осуществляться. Вместе с тем, Министерство сельского хозяйства и Ассоциация сумели в 2001 году убедить Правительство - было принято Постановление Правительства, которое, наконец, подвело нормативно-правовую базу, благодаря чему начала выстраиваться система, учитывавшая интересы сельскохозяйственных товаропроизводителей. Несмотря на ограниченную бюджетную поддержку, страховые компании-члены Ассоциации (а они занимали более 90% на страховом поле) организационно и кадрово окрепли, в поддержку аграриев развивались кооперативы (кредитные и потребительские), торговые дома – сфера обслуживания, востребованная сельскохозяйственными товаропроизводителями. Таким образом, за несколько лет более 40% сельскохозяйственных товаропроизводителей были включены в страхование урожая, а общее число их превысило 10 тысяч. И вот с возрастающей бюджетной поддержкой интерес к страхованию урожая начали проявлять крупные страховщики. С 2004 года начались попытки внесения изменений в правовые документы, вводивших противоправные положения, существенно ограничивавших как права региональных страховщиков, так и страхователей, была введена 100% оплата страхового взноса. Затем предпринимается попытка создания пула, где членам Ассоциации отводилась роль главных финансистов по созданию фонда перестрахования; понятно, что при 80-90% объеме страхования наши страховые компании сформировали бы фонд, а пользовались бы им инициаторы Пула. При всем давлении, в том числе государственных органов, мы устояли, и, естественно, Пул развалился. Попытка превратить нас в простых агентов провалилась. Затем НСА, занимавшее в то время менее 10% на поле, взяло на себя роль законодателя и попыталось за счет рейтингов устранить наши компании с рынка. И только по иску Ассоциации Верховный суд в сентябре 2009 года отменил два пункта постановления Правительства, препятствовавших региональным страховым компаниям участвовать в страховании урожая. Мы, по существу, спасли все региональные страховые компании. Сегодня вытащенный термин «серых схем», который муссируется в печати, на различных мероприятиях, к сожалению, не получает отпор в регионах, самими сельскохозяйственными товаропроизводителями. За последние годы мы провели ряд круглых столов, подготовили и направили записки в МВД, Счетную палату, Финансовый мониторинг, Прокуратуру, Совет Федерации, Государственную Думу, наглядно показали, что действия страховых компаний находятся в пределах правового поля. Как результат, пропадает интерес к страхованию урожая и число страхующихся хозяйств к 2011 году опускается до уровня 2000 года. К сожалению, и «Аккор», и «Агропромсоюз» как представители сельскохозяйственных товаропроизводителей не имеют своей позиции по системе сельскохозяйственного страхования. В этих условиях рядом страховых компаний пролоббирован Федеральный Закон №260, который ввел новую концепцию при страховании урожая с государственной поддержкой – страхование только при гибели урожая более чем на 30 %. Таким образом, отвергнут отечественный и мировой опыт страхования при недоборе урожая, наиболее востребованный сельскохозяйственными товаропроизводителями. В СМИ, в письмах и предложениях в различные органы я неоднократно высказывал свое видение и подходы к созданию эффективной страховой защиты АПК, поэтому не буду на этом останавливаться. Я считаю, что последнее слово за аграрниками, которые уже сейчас и особенно осенью скажут свое слово.
В самый ответственный момент, когда начинается работа по заключению договоров страхования на условиях, установленных Федеральным Законом №260-ФЗ. Ассоциация, по существу, оказалась исключена из страхового процесса (в состав круглых столов, рабочих групп представители Ассоциации не включены, реестр страховых компаний-членов Ассоциации до регионов доведен с большим опозданием, представители Ассоциации на зональные совещания не приглашены). Делается откровенная поддержка НО «НСА», которая еще ничем себя не зарекомендовала, а главными условиями совершенствования ФЗ №260 (резолюция круглого стола НСА от 5.04.12) считает: 1) установление обязательности наличия договора страхования для получения субсидий сельскохозяйственными товаропроизводителями по другим направлениям поддержки, 2) создание единого объединения страховщиков. С этими предложениями Ассоциация категорически не согласна, а окончательный ответ должны дать сельскохозяйственные товаропроизводители и региональные сельхозорганы. Учитывая сложившуюся обстановку, Ассоциация вынуждена была подготовить нижеследующее обращение. |